Открытие ГПУ уголовного дела в отношении первого замдиректора Национального антикоррупционного Бюро Гизо Углава, квалифицированного по ч.2 ст. 364, ч.4 ст. 358, ч.1 ст. 212 УК Украины, является реакцией на расследование НАБУ и попыткой давления на Бюро.
Эту новость передает Час Пик со ссылкой н пресс-центр НАБУ.
Сведения о начале расследования были внесены в Единый реестр досудебных расследований в конце марта 2017 по инициативе Генеральной прокуратуры Украины и Службы безопасности Украины. Очевидно, это производство ГПУ считает одним из приоритетных, поскольку его расследованием занимается прокурорская группа из 16 человек, работой которой руководит лично заместитель Генерального прокурора Юрий Столярчук.
Национальное бюро уверенно, что это производство является безосновательным, а его расследование - бесперспективным. Гизо Углава не нарушал законодательство о гражданстве. Согласно Конституции Грузии, гражданство Грузии теряется автоматически при условии приобретения гражданства другой страны (пп. «В» ч. 1 ст. 21 Конституции Грузии). К тому же, между Украиной и Грузией с 2007 года действует соглашение упрощенный порядок приобретения и прекращения гражданства гражданами Грузии, которые постоянно проживают в Украине, и гражданами Украины, которые постоянно проживают в Грузии, и предупреждении случаев безгражданства и двойного гражданства. По этому соглашению датой оформления гражданства одной страны является дата прекращения гражданства другой (ч. 6 ст. 2 Соглашения).
Таким образом, с момента получения Гизо Углава 17.04.2015 года гражданства Украины он потерял гражданство Грузии. Следовательно, его назначение на должность первого заместителя Национального антикоррупционного бюро было осуществлено в полном соответствии с законодательством Украины.
Безосновательным есть и другой упрек Генеральной прокуратуры о якобы неуплату налогов. Налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах за 2016 Гизо Углава подал 25 апреля 2017. Налоговый кодекс Украины (пп. 49.18.4 п. 49.18 ст. 49, п.179.7 ст.179) предусматривает представление налоговой декларации за предыдущий год до 1 мая года, следующего за отчетным, тогда как налоги за отчетный год должны быть уплачены в 1 августа.
Таким образом, ГПУ расследует эпизод неуплаты налогов «наперед», ведь срок уплаты истекает 1 августа 2017. Однако даже если бы сроки уплаты ни были соблюдены, сумма неуплаты, о которой заявляет ГПУ (608 526,9 грн), все равно была бы недостаточной для уголовного преследования, поскольку, согласно ч.1 ст.212 УК Украины, сумма правонарушения имеет превышать 800 тыс. грн.
За время, прошедшее с даты регистрации производства, 16 прокуроров Генеральной прокуратуры имели все возможности проверить указанные факты и прекратить производство за отсутствием состава преступления. Поэтому утверждение Генерального прокурора о том, что в расследовании этого производства со стороны ГПУ нет политической мотивации, являются сомнительными.
При таких условиях, Национальное антикоррупционное бюро расценивает действия сотрудников ГПУ как преступные, направленные на оказание незаконного давления на работников НАБУ. По указанным фактам Управление внутреннего контроля Национального бюро зарегисрировало уголовные производства по фактам служебного подлога и вмешательства в деятельность Первого заместителя Директора НАБУ.